Вызов
+7 (831) 462-05-00

Шум в ушах

или позвоните нам по телефону +7 (831) 462-05-00
Шум в ушах - это слуховые ощущения, которые возникают без реального источника звука во внешней среде. По статистике, эта проблема беспокоит 15% населения - чаще на нее жалуются взрослые и пожилые люди. Шум может быть односторонним или двусторонним, высокочастотным или низкочастотным, интенсивным или слабовыраженным - данные о распространённости диагноза довольно различны и это объясняется как раз тем, что объективно проблема не фиксируется. Проводили такой эксперимент: людей, прежде никогда не жаловавшихся на шум в ушах, поместили в условия абсолютной тишины. И 93% участвовавших в эксперименте заявили, что что-то слышат. С одной стороны, мы можем просто не обращать внимания на то, что у нас шумит в ушах, поскольку живем при постоянном внешнем звуковом фоне (для жителя города – это стандартная ситуация). С другой стороны, при отсутствии внешнего сигнала слух обостряется и начинает «считывать» шумы самого организма, или нервная система «восполняет» отсутствующие звуки тем, что генерирует сигнал самостоятельно (на уровне нервной системы это уже не акустическое колебание, а электрохимический процесс).

Как проявляется шум в ушах

Шум в ушах может также описываться как звон, шуршание, скрип или гул, в большинстве случаев это не мешает нормальной жизни. В то же время симптом может усиливаться. Врачи выделяют четыре степени болезни (в зависимости от состояния пациента):
      Важный момент: в одном или в обоих ушах ощущается шум? Если шумит с одной стороны - это вызвано локальной причиной, если сразу с обеих - проблема, скорее всего, носит системный характер.

Так же важно, какими ещё симптомами сопровождается болезнь, например, сопровождается ли она снижением слуха (тугоухостью). Иногда шум в ушах сопутствует таким симптомам как головная боль, головокружение, тошнота.
        • первая степень – шум в ушах не влияет на самочувствие человека
        • вторая степень – шум вызывает дискомфорт в условиях тишины и мешает спать
        • третья степень – дискомфорт ощущается постоянно, человек не высыпается, качество жизни ухудшается значительно
        • четвертая степень – постоянный невыносимый дискомфорт

Возможные причины

Шум в ушах может быть вызван широким кругом причин, в том числе и некоторыми серьезными заболеваниями, в первую очередь - патологиями слухового аппарата. Их можно классифицировать по области локализации.

Патологии внутреннего уха:

• пресбиакузис – атрофические и дистрофические изменения во внутреннем ухе возрастного характера, приводящие к развитию тугоухости
          • шумовое повреждение внутреннего уха. Причиной может быть, например, длительное прослушивание громкой музыки в наушниках
          • длительный прием некоторых лекарственных препаратов, отличающихся ототоксичностью (неблагоприятным воздействием на органы слуха)
          • отосклероз (патологическое разрастание костной ткани внутреннего уха). При отосклерозе шум и снижение слуха наблюдаются сначала на одном ухе, а несколько месяцев спустя патология может развиться и на втором ухе
          • болезнь Меньера (скопление жидкости в полости внутреннего уха). Основной симптом заболевания – головокружение;
          • лабиринтит (воспаление внутреннего уха). Проявляется, в первую очередь, также головокружением

Патологии среднего уха:

• средний отит (воспаление среднего уха). Основные симптомы – боль в ухе, температура, возможны гнойные выделения. Ощущение заложенности и шум вызываются наличием жидкости (например, гноя) в барабанной полости
          • экссудативный отит (накопление жидкости в полости среднего уха). Эту разновидность среднего отита стоит выделить отдельно, поскольку при ней других симптомов, кроме снижения слуха и шума в ушах, как правило, не наблюдается
          • повреждение барабанной перепонки (например, в результате звуковой травмы).

Патологии наружного уха:

• серная пробка
          • попадание в ушной проход насекомого или инородного тела

Также шум в ушах может быть вызван:

• патологиями сердечно-сосудистой системы. В частности, при атеросклерозе бляшки на стенках артерий приводят к нарушению тока крови, возникают завихрения (турбулентность). Эта неравномерность движения крови вызывает вибрацию, которая воспринимается слуховым аппаратом и ощущается как шум в ушах. Шумовые ощущения усиливаются при повышении артериального давления , которое может быть стойким (гипертония), а может быть вызвано такими ситуативными факторами как стресс, употребление алкоголя или кофеина

• патологиями нервной системы. Шум в одном ухе, сопровождающийся ухудшением слуха, головокружением и ощущением ползания «мурашек» по лицу, наблюдается при невриноме (опухоли слухового нерва). Также слуховой шум может быть одним из симптомов рассеянного склероза или мигрени.

Когда надо обращаться к врачу?

Если у Вас регулярно шумит в ушах, необходимо показаться врачу и выяснить причину, чтобы исключить развитие наиболее опасных заболеваний.

Обязательно надо обратиться к врачу, если вместе с шумом наблюдаются:

Также следует пройти обследование у отоларинголога и невролога, если интенсивность симптомов увеличивается и приводит к ухудшению качества жизни.

Какие обследования нужно пройти

Все пациенты с ушной патологией должны пройти аудиометрическое обследование у оториноларинголога. Оно позволяет определить порог восприятия звуков различной частоты.

При подозрении на сосудистую природу заболевания назначают дуплексное сканирование сосудов (УЗИ). Это позволяет выявить имеющиеся сосудистые аномалии, либо исключить их.

По результатам очного осмотра невролог или оториноларинголог могут направить пациента на МРТ шейного отдела позвоночника или головного мозга. Это позволяет выявить дегенеративные изменения в позвоночнике или опухолевые процессы в головном мозге.

Можно ли избавиться от шума в ушах

Единого метода лечения не существует. Если проблема носит вторичный характер, то в первую очередь занимаются лечением основного заболевания. Успех лечения зависит именно от правильной постановки диагноза основного заболевания. Для облегчения самочувствия больного могут использоваться различные препараты, в том числе улучшающие мозговое кровообращение, сосудорасширяющие, седативные и пр. В редких случаях применяются хирургические методы лечения для воздействия на различные сосудистые структуры и структуры внутреннего уха.

С жалобой на шум в ухе (или в обоих ушах) необходимо обратиться, прежде всего, к ЛОР-врачу. В некоторых случаях может потребоваться консультация врача-невролога. Чем скорее Вы обратитесь к врачу, тем больше вероятность восстановления остроты слуха и избавления от шума в ушах.

Врач-невролог Врублевская Варвара Андреевна

Врублевская Варвара Андреевна