Вызов
+7 (831) 462-05-00

Межпозвоночная грыжа

или позвоните нам по телефону +7 (831) 462-05-00
Межпозвоночная грыжа (грыжа межпозвоночного диска) - это состояние, при котором ядро межпозвоночного диска выпирает в позвоночный канал из-за нарушения целостности фиброзного кольца. Самый распространенный вид такой проблемы - поясничная грыжа.

Определение болезни

Связь межпозвоночной грыжи с остеохондрозом

Грыжа диска позвоночника является серьезным проявлением остеохондроза. Позвоночник человека состоит из позвонков, разделенных дисками. При остеохондрозе начинается дегенерация пульпозного ядра, оно теряет влагу, разрушается и постепенно теряет упругость.

Причины возникновения грыжи межпозвоночного диска

Основная причина - резкие физические нагрузки, которые могут привести к растяжению или разрыву фиброзного кольца диска, вызывая выпячивание мягкого ядра в стороны и формирование грыжи. В большинстве случаев выпяченный диск или остеофиты повреждают не только корешок, но и окружающие ткани, что также может стать источником боли.

Структура позвоночника и межпозвоночных дисков:

Межпозвоночный диск содержит три типа коллагена, пропорции которых меняются с возрастом. Фибриллярный коллаген I и II типов составляет примерно 80% от общего количества коллагена в диске. Поврежденный фибриллярный коллаген снижает механическую прочность ткани диска и приводит к образованию неферментативных связей между аминокислотами коллагена и сахарами. В процессе старения нарушается формирование коллагеновых волокон, что может привести к снижению структурной целостности и механическим свойствам диска.

Симптомы межпозвоночной грыжи

Это чаще всего происходит в поясничном отделе позвоночника, реже - в шейном и грудном.

Основным симптомом является интенсивная боль. Главный источник боли в спине - дегенерация межпозвоночного диска, мягких тканей между позвонками, которые поглощают нагрузку и придают гибкость позвоночнику. По мере дегенерации уровень воспалительных цитокинов растет, коллаген разрушается, меняется структура клеток диска. Утрата гидрофильной матрицы приводит к структурным изменениям и спинальной нестабильности, что является основной причиной грыжи, ишиаса и, возможно, стеноза.

Характер боли разнообразен: от тупой и давящей до резкой и пронзающей, иногда с ощущением укола. Боль постоянная, усиливается при определенных движениях, ходьбе, кашле, чихании и дефекации. Боли могут сопровождаться покалыванием (парестезиями), тактильной чувствительностью, реже - изменением температурной чувствительности.

Больному приходится принимать вынужденное положение в постели или сидя, ходьба нарушается. Часто возникает рефлекторное искривление позвоночника в виде сколиоза, направленного к стороне боли. Мышцы поясницы, ягодицы и голени могут быть болезненными, а кожа в некоторых местах чрезмерно чувствительной к дотрагиванию. В некоторых случаях проявляется слабость в ногах, легкая атрофия мышц, гипотония и дряблость. Также могут наблюдаться изменения рефлексов, чаще всего ахилловых, реже - коленных.
Запишитесь на прием или позвоните нам по телефону +7 (831) 462-05-00