Вызов
+7 (831) 462-05-00

Лицевая боль (прозопалгия)

или позвоните нам по телефону +7 (831) 462-05-00
Любые болезненные ощущения в области лица объединяют общим термином «прозопалгия». Эти боли могут отличаться по интенсивности, локализации, продолжительности и быть признаком самых разных заболеваний, что затрудняет диагностику и подбор адекватного лечения. Считается, что лицевая боль (прозопалгия) на сегодняшний день является одной из самых сложных проблем современной медицины.

Лицевыми болями чаще страдают женщины активного возраста — от 27 до 50 лет. Почти у каждого шестого больного прозопалгия приводит к ухудшению трудоспособности. При этом за помощью к врачу — неврологу, стоматологу или терапевту — обращается менее половины больных.

Лечение

Лечение лицевой боли (прозопалгии) зависит от ее причины. При воспалительном характере заболевания назначаются противовоспалительные препараты. Для купирования болей в триггерных точках или области пораженного нерва (например, при невралгии) эффективны медикаментозные блокады с введением анестетиков в комбинации с противовоспалительными лекарствами. При компрессионном механизме развития болевого синдрома показано применение сосудистых и противоотечных средств. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

В Клинике Ника проводится эффективное безоперационное лечение лицевой боли (прозопалгии) при дегенеративно-дистрофических изменениях в позвоночнике с помощью таких методов, как:

• рефлексотерапия;
  • локальная инъекционная терапия;
  • лечебный массаж;
  • плазмотерапия;

Симптомы

Проявления лицевой боли определяются характером основной патологии. Так, для невралгии тройничного нерва характерны односторонние болезненные ощущения приступообразного характера, которые провоцируются прикосновением к лицу, движением челюсти, холодным воздухом и пр.

Невралгия языкоглоточного нерва (относительно редкая патология) характеризуется болями в полости рта, у основания языка, в миндалинах и пр. Боль появляется при кашле, зевании, жевании и может отдавать в шею и/или ухо. Иногда приступ сопровождается снижением давления, сокращением частоты пульса, обмороком.

При патологии ВНЧС болевой синдром проявляется не только в области самого сочленения (спереди уха), но и в висках, щеке, области лба и нижней челюсти.

Каротидиния — редкий синдром, который может быть спровоцирован сдавлением сонной артерии при ее прощупывании — проявляется локализацией приступообразных дискомфортных ощущений в верхней части шеи, ушах, лице, нижней челюсти, зубах.

Самый частый вариант лицевой боли — это одонтогенная боль. Она появляется в области, расположенной рядом с больным зубом.

При дегенеративно-дистрофическом поражении шейного отдела позвоночника прозоплагия имеет следующие особенности:
  • боль в лице носит тянущий характер;
  • болезненные ощущения усиливаются во второй половине дня, иногда на фоне появления тошноты, шума в ушах, головокружения и иных вегетативных симптомов;
  • интенсивность болевого синдрома увеличивается при активных движениях в шейном отделе;
  • появляются признаки психоэмоционального напряжения (тревожность, депрессивные расстройства, снижение качества жизни).

Причины

Существует множество причин возникновения лицевой боли. Поэтому она может развиваться по совершенно разным механизмам, среди которых особенно распространены:

• воспалительный — например при отитах, синуситах, офтальмологических воспалительных заболеваниях, воспалении височно-нижнечелюстного сустава (артрите ВНЧС), пульпите и пр.;

• компрессионный — вследствие сдавления сосудов, ветвей нервов или нервных узлов анатомическими структурами, опухолями и пр.;

• рефлекторный — связанный с поступлением рефлекторного импульса боли от хронического очага инфекции (например, при невралгии ушного узла), при миофасциальном синдроме, на фоне дисфункции ВНЧС.

Прозопалгия может носить психогенный характер. В этом случае она может развиваться:
  • если человек находится в состоянии хронического или острого стресса;
  • у эмоционально неустойчивых людей;
  • при некоторых психиатрических патологиях.

Помимо этого, боль в области лица может возникать после хирургического вмешательства, из-за повреждения или заболевания тройничного нерва, при мигрени или кластерной головной боли и т.д.

Еще одной причиной лицевой боли (прозопалгии) могут быть травмы или дегенеративно-дистрофические изменения в шейном отделе позвоночника. В этом случае болезненные ощущения в области лица вызываются следующими факторами:

• иррадиацией боли от околопозвоночных тканей, на которые воздействуют патологически измененные структуры позвоночника (грыжи, протрузии, остеофиты и пр.);
  • спазмом мышц, который рефлекторно возникает из-за нарушения подвижности позвоночно-двигательного сегмента;
  • болями из триггерных точек в спазмированных мышцах при развитии миофасциального болевого синдрома в области плечевого пояса, жевательных и мимических мышцах.

В ряде случаев причину болей установить не удается.

Врач-невролог Врублевская Варвара Андреевна

Врублевская Варвара Андреевна