Вызов
+7 (831) 462-05-00

Боль в спине

или позвоните нам по телефону +7 (831) 462-05-00
Боли в спине (дорсопатия) – это самый частый повод обращения к неврологу.

В зависимости от причин возникновения дорсопатий их разделяют на неспецифические, или первичные (85-80%) и специфические, или вторичные (15-20% случаев). Специфические боли обусловлены поражением не позвоночника, а различных внутренних органов.

Среди причин, вызывающих специфические боли, самыми опасными считаются злокачественные опухоли, например, рак молочных желез, легких и простаты, дающие метастазы в позвоночник. В профилактических целях необходимо проходить своевременное диспансерное обследование (маммография, анализ на простатический специфический антиген (ПСА) и флюорография/рентгенография органов грудной клетки, начиная с 40 лет), которое позволяет обнаружить новообразование на ранней стадии, когда нет метастазов в костях.

Разновидности болей в спине

1) Специфические
2) Неспецифические:

• мышечные боли – 50–60% от всех неспецифических болей
  • боли из-за поражений суставов и связок позвоночника (скелетные боли) – 40–50%
  • боли из-за поражений корешков спинного мозга (корешковые боли) – около 3–5%

Возможные причины

Специфические боли в спине
Чаще всего специфические боли обусловлены почечной коликой. К болезням, которые также могут вызывать специфические боли в спине, относятся: ревматические заболевания, которые в основном связаны с иммунными нарушениями и с поражением суставов (чаще) и сосудов (реже); болезни желудочно-кишечного тракта (панкреатит, холецистит, язва двенадцатиперстной кишки); сердечно-сосудистые заболевания (ишемическая болезнь сердца); инфекционные заболевания (туберкулез, герпес); урологические и гинекологические патологии (поражения органов малого таза).

Мышечные боли
Причинами мышечных болей в спине могут стать физическое перенапряжение, переохлаждение, ушибы.
Воспаление мышц в таких случаях вызывают не микробы, а нарушение метаболизма.

Скелетные боли
Чаще всего наступают из-за остеохондроза поясничного отдела позвоночника. Заболевание развивается в результате разрушения межпозвонковых дисков, суставов и связок. Исходной причиной служат нарушения обмена веществ и чрезмерные физические нагрузки.

Корешковые боли
В основе корешкового синдрома лежит невропатическая боль, вызванная сдавливанием спинномозговых корешков.

При каких заболеваниях возникают

Специфические боли в спине
    Рассмотрим дорсопатию, вызванную почечной коликой. Самая частая причина такой колики – повреждение камнем, выходящим из почечной лоханки, поверхности мочеточника и острое нарушение оттока мочи. В результате чашечно-лоханочная система переполняется мочой, повышается давление в почечных лоханках, нарушается кровообращение в почке. Почечная колика возникает внезапно. Мучительная боль в спине локализуется под нижними ребрами и распространяется в подвздошную, паховую и надлобковую области.

Мышечные боли
    Боли в мышцах спины относятся к «профессиональным» болям людей, занятых физическим трудом. Сопутствующее воспаление скелетной мускулатуры приводит к развитию миозита.

Скелетные боли
    Эти боли одновременно захватывают кости, суставы, связки и мышцы. Они возникают в результате нарушения функций скелетной мускулатуры, которое может быть вызвано перегрузкой или спазмом.

Корешковые боли
    Наиболее часто поражение межпозвонковых дисков приводит к поясничному остеохондрозу. Диски постепенно деформируются, их высота уменьшается. Позвонки начинают «проседать» друга на друга. В результате сдавливаются нервные корешки, отходящие от спинного мозга, что вызывает боли в спине. Глубокие мышцы спины испытывают постоянное напряжение, что приводит к спазмам и также сопровождается болями. Корешковые боли более продолжительны и устойчивы к терапии лекарствами, которые помогают при остальных типах вертеброгенных болей.

Диагностика и обследования

Специфические боли в спине
      Существуют характерные симптомы, указывающие на наличие не относящихся к позвоночнику заболеваний.

Это:

• начало боли в спине в возрасте до 20 и после 50 лет;
      • боли не уменьшаются в покое, в положении лежа, в определенных позах;
      • постепенное усиление болей;
      • наличие онкологических заболеваний в анамнезе;
      • возникновение боли на фоне повышения температуры тела, снижения массы тела;
      • жалобы на длительную скованность по утрам;
      • симптомы поражения спинного мозга: параличи, тазовые нарушения, расстройства чувствительности;
      • изменения в анализах мочи, крови

«Золотым стандартом» выявления почечной колики считается внутривенная урография при отсутствии противопоказаний. Так называется рентгенологический метод исследования мочевыделительной системы, позволяющий оценить поражение почек.

Мышечные боли

Очень важно отличить мышечную боль (миозит) спины от вертеброгенных болей (возникают при заболеваниях костно-мышечной и нервной системы позвоночника). Боли при миозите тупые, усиливающиеся при надавливании на мышцы, не проходят в состоянии покоя. Скелетные боли чаще носят стреляющий характер. Они охватывают многие мышцы спины, усиливаются при нагрузках, а в покое утихают, подвижность позвоночника ограничивается.

Скелетные боли
      Рентгенография – основное инструментальное исследование при остеохондрозе. Оно позволяет обнаружить ключевые признаки заболевания: уменьшение межпозвонковой щели, остеофиты, дегенеративные изменения позвонков, грыжи межпозвонковых дисков. Рентгенография дает возможность выявить переломы позвонков, обусловленные остеопорозом, метастазами опухолей и иными причинами.

Корешковые боли
      При диагностике корешковых болей применяют МРТ. Это обследование позволяет нейрохирургу определить причину сдавления корешка.
        Специфические боли в спине
        В случае болей, характерных для почечной колики, следует немедленно вызвать скорую помощь.

Мышечные боли и скелетные боли
        Прекратить физические работы. В ближайшие дни обратиться к врачу, поскольку такие боли могут быть следствием болезни почек, желудочно-кишечного тракта, ревматических, инфекционных и других болезней. Если спину пронзила резкая невыносимая боль, что случается при подъеме тяжестей или резком повороте туловища, обратитесь к врачу незамедлительно. Возможно, причина в пояснично-крестцовой грыже межпозвоночного диска с защемлением нервов.

Корешковые боли
        Четко выполняйте все предписания врача.

Что следует делать при появлении боли в спине?

К каким врачам обращаться?

Специфические боли в спине
        После терапевта – к неврологу или другому врачу, к которому направит терапевт. При почечной колике – к урологу или нефрологу.

Мышечные и скелетные боли
        К терапевту, неврологу, ортопеду, ревматологу, травматологу.

Корешковые боли
        К неврологу, специалисту по лечению хронических болевых синдромов, нейрохирургу, психотерапевту.

Специфические боли в спине
        Здесь лечение зависит от заболевания, вызвавшего боли.

Мышечные боли
        Лучшие лекарства от поясничного миозита – покой и массаж. Массаж делают через каждые 2-3 часа по 15-20 минут. Используют поколачивания ребром ладони, «гуляющие» вверх-вниз по спине, растирающие, поглаживающие и пощипывающие движения. Подробности разъяснит врач, поставивший диагноз.

Скелетные боли

Такие боли лечатся миорелаксантами и нестероидными противовоспалительными средствами (НПВС).

Корешковые боли
        Лечение корешкового синдрома начинается с лекарственной терапии, где к НПВС и миорелаксантам добавляют препараты для борьбы с эпилепсией – антиконвульсанты, а также трициклические антидепрессанты. Невролог может направить пациента к нейрохирургу для декомпрессионной операции на позвоночнике, если в течение 3-4 месяцев боль не проходит, несмотря на фармакотерапию.

Врач-невролог Врублевская Варвара Андреевна

Врублевская Варвара Андреевна